Школа водительского мастерства

Дата: 26.02.2010
Рубрики: Новости | Оставить комментарий
Теги: , , ,

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 1 голосов, средняя оценка: 5.00 из 5
Loading ... Loading ...

Google Buzz

Четырехдневный курс водительского мастерства на льду озера.

В середине февраля меня пригласили на 4 дня в Карелию, где уже который год обучают водителей правилам управления полноприводным автомобилем на льду. Курс обучения был разработан Евгением Васиным, заслуженным мастером спорта. В этом году занятия проходили на уже знакомой вам по моим прошлым обзорам Audi A5 Sportback, но в версии quattro. Полигон находится на озере Кончезеро, всего в 35 километрах от Петрозаводска на север.

На практических занятиях я все внимание уделял обучению, поэтому заранее приношу извинения за столь малое количество фотографий — просто не было времени.

Ранним утром четверга мы прилетели в Санкт-Петербург, здесь нашу группу встретил междугородный автобус, на котором мы поехали в сторону Петрозаводска. В течение шестичасовой поездки расслаблялись, смотрели кино и знакомились друг с другом. Вместе со мной ехали еще двое журналистов, с которыми я познакомился впервые: [info]Влад Клепач (главный редактор apex.ru) и Денис Лукин (ведет передачу «Дави на газ» на радио Шансон). А всего в нашей группе было 12 человек.

К пяти часам вечера мы доехали до отеля «Калевала». Чтобы снять напряжение от дороги нам устроили турнир по русскому хоккею с мячом на снегу. И затем хорошо разогретые мы были отправлены в баню или сауну, смотря кому что больше нравится. Вечер первого дня был завершен в чуме, где повар из Финляндии накормил нас фантастически вкусными блюдами национальной кухни.

Школа водительского мастерства

Спонсор поста:
Хочешь разместить свою рекламу здесь? Кликай скорее, пока действует акция!

Источник: Жжурнал/victorprofessor

01) Утром следующего дня начались занятия, которые проходили в очень интенсивном темпе. В 8 утра — завтрак, в 8:30 — теоретический инструктаж в учебном классе, в 9:30 — начало практических занятий на полигоне. Теоретическая часть проста и понятна, но без практики эти знания абсолютно бесполезны.

01) Утром следующего дня начались занятия, которые проходили в очень интенсивном темпе. В 8 утра — завтрак, в 8:30 — теоретический инструктаж в учебном классе, в 9:30 — начало практических занятий на полигоне. Теоретическая часть проста и понятна, но без практики эти знания абсолютно бесполезны.

02) Первый день был полностью посвящен отработке правильных движений рулем и газом. Сначала полностью отключалась система курсовой устойчивости ESP. В каждом автомобиле находилось по два человека, которые поочередно выполняли упражнения. Инструктора находились в разных точках полигона, а в каждом автомобиле лежала рация по которой инструктора давали советы и замечания водителям.

02) Первый день был полностью посвящен отработке правильных движений рулем и газом. Сначала полностью отключалась система курсовой устойчивости ESP. В каждом автомобиле находилось по два человека, которые поочередно выполняли упражнения. Инструктора находились в разных точках полигона, а в каждом автомобиле лежала рация по которой инструктора давали советы и замечания водителям.

03) Для начала настроили правильную посадку и еще раз убедились в правильной технике руления — двумя руками с перехватом на вершине рулевого колеса. В первый день мы занималась на большой открытой площадке с расставленными конусами. Начали с простейшей змейки, чтобы закрепить правильную технику руления, а затем перешли к чуть более сложным упражнениям.

03) Для начала настроили правильную посадку и еще раз убедились в правильной технике руления — двумя руками с перехватом на вершине рулевого колеса. В первый день мы занималась на большой открытой площадке с расставленными конусами. Начали с простейшей змейки, чтобы закрепить правильную технику руления, а затем перешли к чуть более сложным упражнениям.

04) Так он выглядел в прошлом году, сейчас же схема трасс поменялась, но упражнения не изменились.   Полноприводный автомобиль дает огромные возможности, но очень важно понимать, что в зависимости от различных дорожных условий он ведет себя по-разному: иногда, как заднеприводный, а в некоторых ситуациях как переднеприводный. Главное же преимущество полного привода в том, что автомобиль может ускоряться в скольжении. Хотя само по себе скольжение это потеря времени, и его нужно стараться избегать.

04) Так он выглядел в прошлом году, сейчас же схема трасс поменялась, но упражнения не изменились. Полноприводный автомобиль дает огромные возможности, но очень важно понимать, что в зависимости от различных дорожных условий он ведет себя по-разному: иногда, как заднеприводный, а в некоторых ситуациях как переднеприводный. Главное же преимущество полного привода в том, что автомобиль может ускоряться в скольжении. Хотя само по себе скольжение это потеря времени, и его нужно стараться избегать.

05) Любой поворот содержит три важных элемента: вход, вершина, выход. Заходят в поворот с дальней от вершины стороны, и на выходе из поворота также стремятся по пути наименьшей крутизны траектории. Техника прохождения поворотов проста на первый взгляд: На входе в поворот сброс газа (при необходимости еще и дотормаживаем), этим действием мы загружаем переднюю ось автомобиля. Далее следует четкий и точный маневр рулем задающий новую траекторию движения и по мере возврата руля в прямое положение плавно увеличиваем газ.

05) Любой поворот содержит три важных элемента: вход, вершина, выход. Заходят в поворот с дальней от вершины стороны, и на выходе из поворота также стремятся по пути наименьшей крутизны траектории. Техника прохождения поворотов проста на первый взгляд: На входе в поворот сброс газа (при необходимости еще и дотормаживаем), этим действием мы загружаем переднюю ось автомобиля. Далее следует четкий и точный маневр рулем задающий новую траекторию движения и по мере возврата руля в прямое положение плавно увеличиваем газ.

06)  Если не загрузить переднюю ось перед поворотом, то сцепление передних колес будет стремится к нулю и вы уедете мимо поворота. Поскольку любая трасса — это связки из нескольких поворотов, то если вы по неправильной траектории зайдете в первый поворот, то следующий вы еще сможете пройти оставаясь в пределах трассы, но в третьем повороте вы непременно вылетите за пределы трассы.

06) Если не загрузить переднюю ось перед поворотом, то сцепление передних колес будет стремится к нулю и вы уедете мимо поворота. Поскольку любая трасса — это связки из нескольких поворотов, то если вы по неправильной траектории зайдете в первый поворот, то следующий вы еще сможете пройти оставаясь в пределах трассы, но в третьем повороте вы непременно вылетите за пределы трассы.

07) За рулем Влад Клепач.   Еще были упражнения на торможение в повороте, когда ваша задача максимально разогнавшись перед поворотом, оттормаживаться в процессе поворота. Данная методика нужна когда у вас на трассе связка из двух поворотов, после прямого участка. Вы используете первый поворот чтобы оттормозится перед заходом во второй, который имеет бОльшую крутизну.

07) За рулем Влад Клепач. Еще были упражнения на торможение в повороте, когда ваша задача максимально разогнавшись перед поворотом, оттормаживаться в процессе поворота. Данная методика нужна когда у вас на трассе связка из двух поворотов, после прямого участка. Вы используете первый поворот чтобы оттормозится перед заходом во второй, который имеет бОльшую крутизну.

08) После трех часов занятий и перерыва на обед мы снова отправились на площадку. Теперь нас обучали технике управляемого заноса. Сначала мы научились гасить занос путем поворота руля в сторону заноса. Здесь очень важна точность вращения рулем и плавная работа с педалью газа. После этого перешли к самому сложному упражнению: змейка с огромной амплитудой и поворотами на 180 градусов, которая проходится в постоянном управляемом заносе с контрсмещением. На словах все просто: перед поворотом загрузка передней оси сбросом газа, поворот руля в сторону поворота и газ в пол. Передние колеса имеют отличное сцепление вследствие загрузки оси, а задние срываются в пробуксовку. Руль держим в сторону поворота и возникающее скольжение не гасим. Траектория больше задается степенью нажатия на газ, нажимаем побольше - машина движется наружу поворота, приотпускаем - сворачивает вовнутрь. Возникающее боковое скольжение не гасим, поскольку нам важна эта инерция, направленная в сторону следующего поворота. Сбросываем газ и поворачиваем руль в другую сторону и добавляем газ. Автомобиль моментально разворачивает другим боком к следующему повороту, и он продолжает скользить в сторону поворота. Поддерживаем боковое скольжение и проходим следующий поворот по дуге аналогичным образом.

08) После трех часов занятий и перерыва на обед мы снова отправились на площадку. Теперь нас обучали технике управляемого заноса. Сначала мы научились гасить занос путем поворота руля в сторону заноса. Здесь очень важна точность вращения рулем и плавная работа с педалью газа. После этого перешли к самому сложному упражнению: змейка с огромной амплитудой и поворотами на 180 градусов, которая проходится в постоянном управляемом заносе с контрсмещением. На словах все просто: перед поворотом загрузка передней оси сбросом газа, поворот руля в сторону поворота и газ в пол. Передние колеса имеют отличное сцепление вследствие загрузки оси, а задние срываются в пробуксовку. Руль держим в сторону поворота и возникающее скольжение не гасим. Траектория больше задается степенью нажатия на газ, нажимаем побольше - машина движется наружу поворота, приотпускаем - сворачивает вовнутрь. Возникающее боковое скольжение не гасим, поскольку нам важна эта инерция, направленная в сторону следующего поворота. Сбросываем газ и поворачиваем руль в другую сторону и добавляем газ. Автомобиль моментально разворачивает другим боком к следующему повороту, и он продолжает скользить в сторону поворота. Поддерживаем боковое скольжение и проходим следующий поворот по дуге аналогичным образом.

09) К концу первого дня занятий уже появилось осознание того, как нужно делать правильно. При этом ошибки были у всех, но для эвакуатора в первый день работы практически не было. Максимум — сносили расставленные конуса.  Вечером традиционно баня, ужин в чуме и еще ночные покатушки на собачьих упряжках. А это озеро около гостиницы и площадка где мы играли в хоккей.

09) К концу первого дня занятий уже появилось осознание того, как нужно делать правильно. При этом ошибки были у всех, но для эвакуатора в первый день работы практически не было. Максимум — сносили расставленные конуса. Вечером традиционно баня, ужин в чуме и еще ночные покатушки на собачьих упряжках. А это озеро около гостиницы и площадка где мы играли в хоккей.

10) Третий день также начался с раннего подъема в 8 утра. Нас ждали специально подготовленные упражнения: гантеля, несимметричный эллипс, улитка и круг. Здесь уже не было конусов, ограничивающих траекторию, и любая серьезная ошибка означала вылет с трассы в сугроб.

10) Третий день также начался с раннего подъема в 8 утра. Нас ждали специально подготовленные упражнения: гантеля, несимметричный эллипс, улитка и круг. Здесь уже не было конусов, ограничивающих траекторию, и любая серьезная ошибка означала вылет с трассы в сугроб.

11) Которые стали происходить гораздо чаще, чем в первый день. Эвакуатор спешно перемещался с одной площадки на другую не успевая вытаскивать улетевшие автомобили. Покрытие под колесами было нестабильным, на поворотах это было чистейший лед, и все это надо было учитывать при движении. Ошибка с выбором скорости при заходе в поворот, передние колеса подскальзываются на льду и машина стремится вылететь с трассы. Молниеностная реакция — загрузить переднюю ось торможением и задать новую траекторию движения. Газом также нужно работать очень плавно, постоянно дозируя нажатие.  Наиболее сложным упражнением для меня была гантеля, где постоянно чередующиеся повороты не допускали нарушать правильную траекторию захода и где наиболее очевидным стал тот факт, что срезать вершины поворотов нельзя. Самым интересным и легким для меня упражнением была улитка, где нужно было двигаться по спирали используя боковое скольжение и очень точно дозировать газ, когда укатанный снег неожиданно сменялся чистым льдом.

11) Которые стали происходить гораздо чаще, чем в первый день. Эвакуатор спешно перемещался с одной площадки на другую не успевая вытаскивать улетевшие автомобили. Покрытие под колесами было нестабильным, на поворотах это было чистейший лед, и все это надо было учитывать при движении. Ошибка с выбором скорости при заходе в поворот, передние колеса подскальзываются на льду и машина стремится вылететь с трассы. Молниеностная реакция — загрузить переднюю ось торможением и задать новую траекторию движения. Газом также нужно работать очень плавно, постоянно дозируя нажатие. Наиболее сложным упражнением для меня была гантеля, где постоянно чередующиеся повороты не допускали нарушать правильную траекторию захода и где наиболее очевидным стал тот факт, что срезать вершины поворотов нельзя. Самым интересным и легким для меня упражнением была улитка, где нужно было двигаться по спирали используя боковое скольжение и очень точно дозировать газ, когда укатанный снег неожиданно сменялся чистым льдом.

12) После обеда мы отправились на трассу. На несколько кругов в каждом повороте для наглядности разложили конуса, направляющие по правильной траектории в поворотах. Затем их убрали, чтобы мы могли самостоятельно определять вершину поворота и правильно делать заход. До наступления темноты мы катались по трассе и готовились к завтрашним соревнованиям. После этого дня стал очевиден прогресс в обучении, вращение руля и нажатие на газ уже выполнялось на уровне рефлексов.

12) После обеда мы отправились на трассу. На несколько кругов в каждом повороте для наглядности разложили конуса, направляющие по правильной траектории в поворотах. Затем их убрали, чтобы мы могли самостоятельно определять вершину поворота и правильно делать заход. До наступления темноты мы катались по трассе и готовились к завтрашним соревнованиям. После этого дня стал очевиден прогресс в обучении, вращение руля и нажатие на газ уже выполнялось на уровне рефлексов.

13) В заключительный четвертый день провели соревнования. Сначала несколько тренировочных кругов по вчерашней трассе.

13) В заключительный четвертый день провели соревнования. Сначала несколько тренировочных кругов по вчерашней трассе.

14)

14)

15)

15)

16) За рулем Денис Лукин. Кстати, из доработок на автомобилях установлена только дополнительная защита днища и несмотря на достаточно жесткие вылеты с трассы — повреждений у автомобилей практически нет.   Затем квалификационные заезды, чтобы отобрать 8 претендентов.

16) За рулем Денис Лукин. Кстати, из доработок на автомобилях установлена только дополнительная защита днища и несмотря на достаточно жесткие вылеты с трассы — повреждений у автомобилей практически нет. Затем квалификационные заезды, чтобы отобрать 8 претендентов.

17) Поскольку квалификацию проходили поочередно, тут у меня появилось время немного поснимать.

17) Поскольку квалификацию проходили поочередно, тут у меня появилось время немного поснимать.

18) Вот пример не попадания в поворот, была бы скорость чуть выше — пришлось бы вызывать эвакуатор.

18) Вот пример не попадания в поворот, была бы скорость чуть выше — пришлось бы вызывать эвакуатор.

19) После квалификационных заездов Антон Васин поочередно прокатил каждого по отдельной трассе.

19) После квалификационных заездов Антон Васин поочередно прокатил каждого по отдельной трассе.

20) Его автомобиль отличался только резиной с 3 мм шипом (мы ездили на гражданской шиповке), но это не давало ему огромных бонусов при движении, поскольку часть трассы была присыпана снегом, где 3 мм шип держал хуже.

20) Его автомобиль отличался только резиной с 3 мм шипом (мы ездили на гражданской шиповке), но это не давало ему огромных бонусов при движении, поскольку часть трассы была присыпана снегом, где 3 мм шип держал хуже.

21) На его фоне, вся наша группа просто ползала по трассе как черепахи. Крутые повороты на 180 градусов с чистым льдом под колесами мы проходили на скорости 20 км/ч, в то время как он проезжал их на 60 км/ч в боковом скольжении и ускоряясь.

21) На его фоне, вся наша группа просто ползала по трассе как черепахи. Крутые повороты на 180 градусов с чистым льдом под колесами мы проходили на скорости 20 км/ч, в то время как он проезжал их на 60 км/ч в боковом скольжении и ускоряясь.

22) Вот если бы сам не сидел рядом, ни за что бы не поверил. Потом были непосредственно соревнования с парными заездами на выбывание. За два дня практики я меньше всех вылетал с трассы, зато компенсировал это конкретным вылетом в первом заезде, и даже несмотря на то, что смог выбраться самостоятельно на трассу, компенсировать потерянное время при общей протяженности трассы менее двух километров было нереально.

22) Вот если бы сам не сидел рядом, ни за что бы не поверил. Потом были непосредственно соревнования с парными заездами на выбывание. За два дня практики я меньше всех вылетал с трассы, зато компенсировал это конкретным вылетом в первом заезде, и даже несмотря на то, что смог выбраться самостоятельно на трассу, компенсировать потерянное время при общей протяженности трассы менее двух километров было нереально.

23) А вообще зимой в Карелии очень красиво. После соревнований был обед и награждение победителей, а к вечеру автобус нас привез обратно в Санкт-Петербург. В полночь мы прилетели обратно в Москву.

23) А вообще зимой в Карелии очень красиво. После соревнований был обед и награждение победителей, а к вечеру автобус нас привез обратно в Санкт-Петербург. В полночь мы прилетели обратно в Москву.

24)

24)

Еще я сделал небольшой видеоролик. К сожалению камера очень тихо записывает звук, поэтому делайте громкость побольше. В конце ролика съемка из автомобиля инструктора.

Подписаться на новости по RSS   Подписка на новые статьи по RSS

Похожие записи

Дополнительные возможности

 
Google Bookmarks Digg I.ua Linkstore Myscoop Communizm Ru-marks Webmarks Ruspace Linkomatic Kli.kz Web-zakladka Zakladok.net Reddit delicious Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong
Google Buzz
Опубликовать статью у себя в блоге:
Опубликовать статью в своем блоге mail.ru Опубликовать статью в своем блоге liveinternet.ru Опубликовать статью в своем блоге livejournal.com Опубликовать статью в своем блоге twitter.com Рекомендовать статью друзьям

Комментарии

Оставить комментарий